Специфика аргументативного дискурса on-line коммуникации: нелогичное пространство социальных сетей

О. А. Шапиро

Аннотация


В статье рассмотрены специфические особенности аргументативного дискурса виртуальной социальной сети. Основные идеи: 1) одной из глобальных целей функционирования социальных сетей является формирование общественного мнения; 2) пользователи социальной сети представляют собой не большую социальную группу, а массу, с соответствующим специфическим набором свойств. К таким свойствам относятся психологические характеристики членов массы (анонимность, безответственность, заражаемость и повышение эмоциональности восприятия действительности) и характеристики массы в целом (случайный состав образующих массу людей, однородность массы, сонаправленность идей и нетерпимость к противоположному мнению). Все эти свойства присущи и пользователям виртуальных социальных сетей, а результатом их проявления становится формирование специфического аргументативного дискурса on-line коммуникации. Мы можем выделить такие характерные черты этого дискурса: 1) доказательная аргументация, построенная на дедуктивных схемах рассуждения, оказывается преимущественно неэффективной; 2) точка зрения пользователей формируется на основе новостей, имеющих наибольшую популярность среди их друзей; 3) пользователи социальных сетей склонны к речевой агрессии. Кроме того, в статье выделены наиболее распространенные в виртуальном пространстве аргументативные стратегии: стратегия молчаливого согласия, стратегия «злого тролля», стратегия информатора, стратегия эксперта, стратегия «близкого друга». При формировании общественного мнения в рамках виртуальных социальных сетей, безусловно, должны учитываться все рассмотренные характеристики аргументативного дискурса и базовый набор аргументативных стратегий.

Полный текст:

PDF

Литература


Беляева А. В. Диалог аргументативного типа: когнитивные аспекты; структура, семантика, прагматика: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тюмень: Изд-во Тюм. ГУ, 2007. 28 с.

Дружникова А. С. Социальные сети: современные тенденции и типы пользования // Мониторинг общественного мнения. 2010. № 5 (99). Сентябрь–октябрь. С. 238–251.

Еемерен Ф. ван, Хоотлоссер П. Аргументация и разумность.

О поддержании искусного баланса в стратегическом маневрировании / пер. с англ. Д. В. Пидаша // Мысль. 2006. Вып. 6. С. 7–22.

Зенько А. А., Петык Р. А. Использование пасторальной модели коммуникаций при исследовании социальных сетей // Материалы ІV Международной социологической конференции «Продолжая Грушина». М.: ВЦИОМ, 2014. С. 152–153.

Куликова А. В. Особенности Интернет-коммуникаций // Вестн. Нижегородск. ун-та им. Н. И. Лобачесвского. Сер. Социальные науки. 2012. № 4 (28). С. 19–24.

Лаврикова А. А., Шумилова О. Е. Вовлеченность граждан в Интернет-коммуникацию в системе «власть — общество» // Материалы ІV Международной социологической конференции «Продолжая Грушина». М.: ВЦИОМ, 2014. С. 165–167.

Манако А. Ф., Синицина К. М. Электронные научно-образовательные пространства и перспективы их развития в контексте поддержки массовости и непрерывности // Управляющие системы и машины. 2012. № 4. С. 83–92

Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества / пер. А. Юдина. М.: REFL-book, 1994. 368 с.

Павленко А. Н. Пределы интерсубъективности (критика коммуникативной способности обоснования знания) М.: Алетейя, 2013. 280 с.

Московичи С. Век толп / пер. с фр. Т. П. Емельяновой. М.: АСТ, 1998. 480 с.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс / пер. с исп. С. Л. Воробьева,

А. М. Гелескула и др. М.: АСТ, 2001. 509 с.

Стексова Т. И. Речевая агрессия в Интернет-комментариях как проявление социальной напряженности // Политическая лингвистика. 2013. № 3. С. 77–81.

Тард Г. Публика и толпа / пер. с фр. Ф. Латернера. СПб.: НП «ПостНаука», 1899. 48 с.

Хоган Барни. Анализ социальных сетей в Интернете // Пост-наука. 2013 // URL: http://postnauka.ru/longreads/20259 (дата обращения: 19.10.2015).

Mail.ru Group 2014 — Mail.ru Group. Исследование аудитории социальных сетей // URL: https://

corp.mail.ru/ru/press/infograph(9037) (дата обращения: 19.10.2015).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




(c) 2017 О. А. Шапиро

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.