О СООТНОШЕНИИ ВИЗАНТИЙСКОЙ И ЗАПАДНОЙ ЛОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ

L. G. Tonoyan

Аннотация


В статье исследуется малоизвестное произведение византийской литературы XIII в. — учеб-ник по логике Никифора Влеммида, выдающегося деятеля периода Никейской империи, осо-бого периода истории Византии, начавшегося после завоевания Константинополя латиняна-ми. Никифор Влеммид (1197 — ок. 1272) — философ, ритор, богослов и педагог. Трактат «Со-кращенная логика» на греческом языке анализируется в статье с целью выявления источни-ков данного сочинения и его влияния на развитие логики на Востоке и на Западе. Для подробного анализа в данной статье выбран один из главных разделов схоластиче-ской логики — учение о категорическом силлогизме. Изложение этого учения у Влеммида имеет свои отличия. Во-первых, рассматриваются только три фигуры с 14, а не с 19 правильными модусами, как это имело место в латинских учебниках XIII в. Во-вторых, из-ложение сопровождается греческими буквенными обозначениями и графическими изобра-жениями модусов силлогизма. В трактатах латинских авторов такой графической разработки учения о категорическом силлогизме не встречается. Правда, подобные рисунки обнаружены нами у Георгия Трапезундского (1395, Крит — приблизительно 1473, Рим). Георгий Тра-пезундский принадлежит к числу тех греков, которые ушли из распадающейся Византии и пришли на Запад, обогатив его культурой Востока и став первыми представителями итальян-ского Возрождения. Его «Диалектика», написанная в 1439–1440 гг. стала, как считают, пер-вым в истории Ренессанса учебником по логике. Написал он его на латинском языке, но поль-зовался, судя по тексту, наряду с латинскими источниками, греческими рукописями. На основе изучения «Логики» Влеммида делается вывод о том, что трактат Никифора Влеммида в наименьшей степени несет следы западного влияния (учебников У. Шервуда, Петра Испанского и др.). Выдвигается предположение о том, что аристотелевское учение о категорическом и гипотетическом силлогизмах было разработано перипатетиками и алек-сандрийскими неоплатониками, унаследовано византийскими логиками и лишь в дальней-шем получило свое завершение на Западе.

Полный текст:

PDF

Литература


Св. Иоанн Дамаскин 2006 — Св. Иоанн Дамаскин. Философские главы // Источник знания. CПб.: Наука, 2006. С. 7–76.

Никифор Влеммид 2003 — Никифор Влеммид. Царская статуя / пер. Л. С. Ряшко // Византийский временник. 2003. Т. 62 (87). С. 283–321.

Никифор Влеммид 1969 — Избранные места из автобиографии монаха и пресвитера Никифора, ктитора / пер. с греч. Л. А. Фрейберг // Памятники византийской литературы IX–XIV веков. М.: Наука, 1969.

Платон 1971 — Платон. Государство // Сочинения в трех томах. Т. III, ч. 1. М., 1971.С. 89–454.

Ebbesen 2008 — Ebbesen S. Greek–Latin Philosophical Interaction. Vol. 1. SAXO Institute, University of Copenhagen, Denmark, 2008.

Nikephoros Blemmydes 1863 — Nicephori Blemmidae Epitome Logica // Patrologiae Cursus Completus. Series Græca / ed. J. P. Migne. V. 142. 1863. Col. 675–1005. URL: https://books.google.ru/books?id=yfQUAAAAQAAJ (дата обращения: 30.12.2019).

Peter of Spain 1972 — Peter of Spain. Tractatus, Called Afterwards Summule Logicales / ed. by L. M. de Rijk. Assen: Van Gorcum, 1972.

Trapezuntius 1523 — Georgii Trapezuntii De re dialectica liber ac. Lugduni: apud Antonium Vincentium, 1523. URL: https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=ucm.5317949429 (дата обращения: 30.12.2019).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




(c) 2020 L. G. Tonoyan

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.