Н. Кузанский и Г. В. Лейбниц о философском смысле метафоры зеркала
Аннотация
В статье анализируются происхождение и роль визуальной метафоры (метафоры зеркала) в учении о бесконечности Н. Кузанского и монадологии Г. Ф. Лейбница. Автор утверждает, что осмысленная философски метафора выполняет, по меньшей мере, две функции: 1) открывает «эпистемический доступ к понятию» (Р. Бойд); 2) хранит культурный код эпохи. Зеркало — традиционная визуальная метафора познания, его точности или приблизительности, всеохватности или частичности. Значение этой метафоры от средневековых «зерцал мира» до барочной «россыпи разного» связано с философским вопросом o непостижимой постижимости бесконечности. Для Кузанского постигаемая незнанием бесконечность — это зеркало охватывающего взгляда единого Творца. Для Лейбница полнота и непрерывная согласованность всего со всем — результат представляющей деятельности монады как «постоянного живого зеркала универсума». Кузанский делает акцент на единстве многого, Лейбниц — на множественности единства, при этом каждый использует метафору зеркала в контексте поро-дившей их философию эпохи.
Ключевые слова
метафора зеркала; гегемония видения; бесконечность; совпадение противоположностей; предположение; барокко; монадология; перспективизм
Полный текст:
PDFСсылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2015 Л. В. Цыпина, L. V. Tsypina
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.