Логическое образование в Византии: случай патриарха Никифора Константинопольского

О. Ю. Гончарко, Д. Н. Гончарко

Аннотация


В докладе предполагается обсудить любопытный пример описания логического образования в Византии – житие патриарха Никифора Константинопольского (†829), в котором на двух страницах подробно описывается его логическое образование. Опираясь на перечисление и анализ приемов, которые использовал патриарх Никифор в своих антииконоборческих произведениях, мы постараемся показать, что есть основания считать, что патриарх Никифор действительно получил образование, описанное его агиографом Игнатием Дьяконом.

Полный текст:

PDF

Литература


Benakis L. Byzantine Philosophy. Athenai, 2013.

Byzantine Philosophy and its Ancient Sources, ed. K. Ierodiakonou. Oxford, 2002.

Ebbesen S. Western and Byzantine Approaches to Logic // Cahiers de l’Institut du Moyen Âge Grec et Latin, 62 (1992). Р. 167-178.

Ebbesen S. Greek and Latin Medieval Logic // Cahiers de l’Institut du Moyen-Âge Grec et Latin , 62 (1996). Р. 67-95.

Erismann Ch. Venerating likeness: Byzantine iconophile thinkers on aristotelian relatives and their simultaneity // British Journal for the History of Philosophy, 24/3 (2016). Р. 405-425.

Goncharko O.Yu., Goncharko D.N. A Byzantine Logician's “Image” within the Second Iconoclastic Controversy. Nikephoros of Constantinople // Scrinium 13 (2017). Р.291-308.

Kalogeras N. Education envisioned or The Miracle of Learning in Byzantium // Zeitschrift für Antikes Christentum, 13 (2009). Р. 513-525.

Kalogeras N. Byzantine childhood education and its social role frиom the sixth century until the end of Iconoclasm, Chicago, 2000.

Lemerle P. Le Premier Humanisme Byzantin: Notes et remarques sur enseignement et culture à Byzance des origines au X siècle, Paris, 1971.

Lourié B. Theodore the Studite and “Hypostasis” as a Para-consistent Notion, in: Theodore the Stoudite: Intellectual Context, Logic, and Theological Significance. Texts and Studies in Eastern Christianity, ed. C. Erismann, B. MacDougal, Brill, forthcoming 2017.

Markopoulos A. “Education”, in: The Oxford Handbook of Byzantine Studies, Oxford Handbooks in Classics and Ancient History, eds. E. Jeffreys, J.F. Haldon, R. Cormack, Oxford, 2008, pp. 785-795.

Markopoulos A. In Search For ‘Higher Education’ In Byzantium // Zbornik radova Vizantoloskog instituta, Vizantološki institut SANU, 50/1 (2013), pp. 28-44.

Tatakis B.N. La philosophie Byzantine, Paris, 1949.

Гончарко О.Ю., Гончарко Д.Н. Диалоговые стратегии в логическом образовании: история и современность // Символическая Вселенная ребенка: между информацией и знанием Сборник научных трудов. Санкт-Петербург, 2016. С. 343 - 346.

Гончарко О.Ю., Гончарко Д.Н. Византийский фактор в формировании русской логической образовательной традиции // Русский логос: горизонты осмысления, 2017. С. 398-403.

Луховицкий Л. Риторические приемы в антииконоборческом трактате патриарха Никифора Константинопольского Apologeticus atque Antirrhetici // Вопросы филологии, 27/3 (2007), pp. 85-93.

Луховицкий Л. В. Византийское иконоборчество – спор о терминах? // Indo–European Linguistics and Classical Philology, XIV/2 (2010), pp. 155-163.

Романенко И.Б., Романенко Ю.М. Образовательная повседневность в Византии // Ритмы бытия: праздник и повседневность в социокультурном измерении: сборник научных трудов. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2017. С. 198-205.

Романенко И.Б., Гончарко Д.Н. Специфика византийской образовательной системы: соотношение светского и духовного // Научное мнение. 2015. № 12-2. С. 27-33.

Романенко И.Б. Логическое образование в Византии: логика и диалектика в византийском тривиуме // Логико-философские штудии, 2016. № 2. С.62-63.

Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности, Санкт-Петербург, 1891.

Σχοινάς Χ.Π. Η Παιδεία στην Αυτοκρατορία της Νίκαιας (1204-1261) , Θεσσαλονίκη, 2006, σ. 127.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




(c) 2018 О. Ю. Гончарко, Д. Н. Гончарко

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.