Отрицание в логике Боэция (перевод И. Баймуратова, предисловие Л. Г. Тоноян)

Кристофер Дж. Мартин

Аннотация


В предлагаемой обширной статье Кр. Мартин анализирует трактаты Боэция с целью уточнить логическую систему Боэция и место его трактатов в истории логики. Автор вступает в дискуссию с основными современными авторами, пишущими о логике Боэция. Большинство из них трактуют систему гипотетических силлогизмов Боэция как вариант пропозициональной логики. Автор показывает, что изучение языка Боэция и в особенности трактовки им отрицания не позволяют считать систему Боэция пропозициональной. Этот вывод важен прежде всего для решения вопроса о стоической логике. Начиная с Я. Лукасевича логику стоиков стали считать пропозициональной, и поскольку цельных работ стоиков до нас не дошло, разбираемые здесь Кр. Мартином трактаты Боэция «О гипотетических силлогизмах» и «Комментарии к “Топике” Цицерона» многие исследователи (например, М. Фреде, 1974; Э. Стамп, 1987) считают одними из основных источников, из которых мы узнаем о стоической логике. Автор показывает, что трактаты Боэция не могут рассматриваться как источник стоических идей. Боэций, по-видимому, был мало знаком со стоическими идеями и не разделял их. Зато, считает Кр. Мартин, трактаты Боэция дают богатый материал для изучения логики перипатетиков и неоплатоников.

Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




(c) 2015 Кристофер Дж. Мартин

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.