Критическое мышление или логика?

А. С. Боброва

Аннотация


В работе обсуждается вопрос о статусе критического мышления в российской системе образования. Отстаивается позиция, что курсы критического мышления вряд ли смогут по существу заменить общие курсы логики. Термин «критическое мышление» до-вольно смутный, но в то же время понятна его тесная связь с уровнем логической культуры. Эта связь оказывается очевидной, если посмотреть на критическое мышление в историче-ской перспективе. Ядро критического мышления может быть найдено в философии Просве-щения, которая изменила ход истории, заставив, по утверждению М. Баттерсби, апеллиро-вать к научному мышлению и рациональности вместо старой опоры на церковь и короля. В связи с этим, критическое мышление может рассматриваться как наследник эпохи Просве-щения, а это положение служит аргументом в пользу значимости логики. Не противоречат этой связи и результаты современных психолого-когнитивных исследований, указывающих якобы на границы логического. Вместе с тем критическое мышление не стоит отожествлять исключительно с логикой в ее привычном понимании. Кроме формальных логических зна-ний и определенного уровня общей образованности оно предполагает умение автора оста-ваться непредвзятым и оценивать аргументы противников, как свои собственные, — эти принципы могут быть почерпнуты в критических сочинениях И. Канта.

Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




(c) 2018 А. С. Боброва

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.