Эволюция познавательных ориентаций

Stanislav Gusev

Аннотация


В статье выделяются четыре типа познавательных ориентаций, определяющих характер некоторых этапов в развитии познания. Обосновывается утверждение о том, что особенности каждого из этих этапов обуславливаются соотношением эмоциональных реакций людей на воздействия внешнего мира и рационального осмысления таких реакций. Развитие абстрактного мышления способствовало изменениям в способах оформления человеческих знаний. От наглядно образных представлений об устройстве мира познание переходило к конструированию формальных моделей, создаваемых с помощью всевозможных знаковых систем. Широкое распространение таких систем в различных сферах общественной жизни выявило ряд трудностей. Контексты создания передаваемых сообщений часто существенно отличались от контекстов их принятия и интерпретаций. Предпринятый в связи с этим анализ коммуникативных процессов обнаружил неоднородный характер структуры передаваемых сообщений. Часть их содержания прямо представлена в используемых языковых формах, а часть лишь предполагается. Ее восприятие происходит при совпадении эмоциональных состояний всех участников коммуникации. В статье обсуждается концепция «молчаливого знания» М. Полани, а также рассматриваются попытки некоторых исследователей выразить «скрытую» информацию явным образом, используя формальные языки современной логики. Но, так как сегодня одной из важнейших познавательных задач становится разработка проектов «возможного будущего», используемые формализмы должны содержательно интерпретироваться. Эффективность такой деятельности предполагает изучение различных форм взаимодействия эмоциональных и рациональных элементов психической жизни человека.

Полный текст:

PDF


DOI: https://doi.org/10.52119/LPHS.2022.99.33.006

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




(c) 2022 Stanislav Gusev

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.