Концептуализация противоречия у Аристотеля, Парменида и Гераклита

О. И. Невдобенко

Аннотация


В статье рассматриваются два способа концептуализации противоречия в греческой фи- лософии. Первый связан с трактовкой изменения как логически противоречивого и связан с именами Парменида и Гераклита. Второй представлен Аристотелем с его известной формулировкой принципа непротиворечия в «Метафизике». В итоге мы имеем три подхода, которые так или иначе в дальней- шем реализовались в философской и (в случае с Аристотелем) в логической традиции: изменение онтологически и познавательно нелегитимно, потому что противоречиво (Парменид); противоречие легитимно, потому что отражает структуру изменения (Гераклит); изменение познавательно и онто- логически допустимо, поскольку непротиворечиво (Аристотель).

Полный текст:

PDF

Литература


Diels H., Kranz W. Die Fragmente der Vorsokratiker. 6. Aufl. Berlin, 1951–1952.

Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1 / подг. А. В. Лебедевым. М., 1989.




DOI: https://doi.org/10.52119/LPHS.2024.97.52.011

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




(c) 2024 О. И. Невдобенко

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.