Онтологическая критика семантического треугольника
Аннотация
В сообщении обсуждается вопрос о форме существования знака. С точки зрения автора, знак существует в трех альтернативных формах (модусах): материально-коммуникативной, смысловой субъективной (как структура единичного субъекта), смысловой объективной (как структура культуры). Это соответствует соссюровскому различению «речи» и «языка», дополненному различением индивидуальной и общественной форм самого языка. Каждый модус повторяет бинарную структуру абстрактного знака как связки «плана выражения» и «плана содержания». Исключением здесь является коммуникативный модус, в котором знаки могут не иметь соответствующего «плана содержания» (пустые и неденотативные знаки). Соединяя эти представления, получаем прямую треугольную призму как общую онтологическую схему знака, в которой вершины соответствуют различным аспектам знака, вертикальные ребра — трем онтологическим модусам знака, верхняя треугольная грань — плану выражения (синтаксиса), нижняя треугольная грань — плану содержания. Различные схематизации знаковой структуры, встречающиеся в литературе, представляют собой фрагменты этой базовой схемы. Попутно автор обсуждает различные содержательные вопросы логической семантики.
Полный текст:
PDFЛитература
Бочаров В. А., Маркин В. И. Основы логики. М.: Космополис, 1994.
Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996.
Классическая йога («Йога-Сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья»). М.: Наука, 1992.
Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. М.: Логос, 1998.
Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. От эпических теогоний до возникновения атомистики. М.: Наука, 1989.
Фреге Г. Логика и логическая семантика: Сборник трудов. М.: Аспект Пресс, 2000.
DOI: https://doi.org/10.52119/LPHS.2024.58.10.010
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2024 Т. А. Шиян
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.